МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ПОВЕДЕНИЯ
С целью коррекции поведенческих девиаций эффективно использовать в рамках метода проигрывания конфликтов специально разработанные игры с использованием музыки, пения и движений. В.М.Бехтерев делил эмоции по влиянию на организм на бодрящие, или возбуждающие и расслабляющие, или угнетающие; по отношению к влиянию на других людей - на социальные, или альтруистические и антисоциальные, или эгоистические. Он видел основную задачу при воспитании эмоциональных отношений в привитии ребенку полезных бодрящих эмоций и устранении угнетающих. "Бодрящая эмоция, выражающаяся веселым состоянием, имеет вообще огромное значение для жизнедеятельности организма. Она отражается благотворно на всех его функциях как растительных, так и нервнопсихических, регулирующих внешнее отношение организма." (В.М.Бехтерев. Психика раннего возраста и охрана детского здравия.) Источником бодрящей веселой эмоции называются доступные ребенку занятия, которые в состоянии его заинтересовать, увлечь в особенности же его "забавы и игры". Известно, что эмоции отличаются полярностью, т.е., обладают положительным или отрицательным знаком: удовольствие- неудовольствие, веселье-грусть, радость-печаль и т.д. Эмоциональная сфера проходит у ребенка длинный путь развития, прежде чем достигнет той сложности и многогранности, которые доступны взрослому. Развитие эмоций неразрывно связано с формированием личности ребенка в целом и по сравнению со взрослыми отличается более непосредственным, непроизвольным характером. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности, выработке у ребенка положительных качеств, доброжелательного отношения. Выделено четыре основных типа реакций ребенка на музыку: сосредоточение, двигательное реагирование, вокализация и эмоциональные реакции. Музыка имеет бесспорно положительное значение для направления их в нужное русло, для корригирования поведения. Опираясь на интерес ребенка к музыке, можно формировать черты социально активной личности, неразрывно связанные с познавательной деятельностью детей, развитием творческих способностей. Дети младшего возраста с огромным интересом относятся к музыкальным заданиям, позволяющим им самостоятельно придумать движения в пляске, продумать поведение того или иного "героя" игры, выбрать, как должен вести себя персонаж инсценировки в соответствие со звучанием музыки. Творческий процесс формирует и развивает память, мышление, активность, целеустремленность, наблюдательность, логику суждений, способность принимать быстрое решение. Умение оперировать полученными на занятиях умениями и навыками стимулирует самостоятельную деятельность, и дети от простейших творческих проявлений переходят к более сложным, переносят свой опыт на жизненные ситуации. Выразительное преподнесение музыкального материала, его образное пояснение, простейший анализ произведений при помощи вопросов, иллюстративный материал, задания на самостоятельное решение, оценки ответов и действий товарищей самими детьми - все эти методические приемы работы позволяют создавать психологическую установку на осознание необходимости сдержанных способов выражения эмоций при помощи мимики, жестов, на положительное содержание общения с окружающими. По мере осознания опыта, приобретения умений и навыков у детей укрепляются характер и воля, мотивы поведения становятся более стойкими. Общественная активность растет вместе с ростом самостоятельности, что в свою очередь связано с воспитанием пытливости, любознательности, творческой инициативы. Этому способствуют: источники информации - занятия, вечера досуга, праздники, жизненные ситуации; материальная среда - музыкальные игрушки и инструменты, пособия для проведения музыкально-ритмических движений, дидактических игр, иллюстративный материал, образные игрушки; характер руководства - объяснения, пояснения, личный пример, помощь, вопросы поискового характера, привлечение литературных источников, создание поисковых ситуаций. В основе сюжетных игр лежит заданная тематика, в них раскрываются образы действия, разыгрываются роли: игры имеют кульминацию, развязку. Наряду с имитацией действий под музыку появляются требования к сходству, переживанию образа, проявление эмоциональной выразительности в образах, осознанное отношение к своей роли. Музыка помогает ребенку раскрыться в игре, спроецировать свои чувства. Терапевт разделяет и реагирует на эмоциональные переживания, высказывания и поведения ребенка. Правила и определенные ограничения учат ребенка самоконтролю, что необходимо в случаях агрессивных проявлений. Важно распознать у ребенка эмоции гнева, радости, страха, печали, удивления, чтобы в последствии их проанализировать. Эмпатия также является мощным корригирующим средством. Музыкальная игротерапия с детьми наиболее эффективна в случаях психогенно обусловленных поведенческих, речевых расстройств. Применение ее снижает уровень тревожности и агрессивности, улучшает эмоциональное состояние, корригирует настроение. Следует также определить границы использования данного вида терапии.