Особенный ребёнок

Меню сайта
Категории каталога
Полезные статьи [3]
Ежедневный уход за ребёнком [2]
Методы развития [6]
Главная » Статьи » Методы развития

МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ПОВЕДЕНИЯ

     С целью коррекции поведенческих девиаций эффективно
использовать в рамках метода проигрывания конфликтов специально
разработанные игры с использованием музыки, пения и движений.
     В.М.Бехтерев делил эмоции по влиянию на организм на бодрящие,
или возбуждающие и расслабляющие, или угнетающие; по отношению к
влиянию на других людей - на социальные, или альтруистические и
антисоциальные, или эгоистические. Он видел основную задачу при
воспитании эмоциональных отношений в привитии ребенку полезных
бодрящих эмоций и устранении угнетающих. "Бодрящая эмоция,
выражающаяся веселым состоянием, имеет вообще огромное значение
для жизнедеятельности организма. Она отражается благотворно на
всех его функциях как растительных, так и нервнопсихических,
регулирующих внешнее отношение организма." (В.М.Бехтерев. Психика
раннего возраста и охрана детского здравия.) Источником бодрящей
веселой эмоции называются доступные ребенку занятия, которые в
состоянии его заинтересовать, увлечь в особенности же его "забавы
и игры".
     Известно, что эмоции отличаются полярностью, т.е., обладают
положительным или отрицательным знаком: удовольствие-
неудовольствие, веселье-грусть, радость-печаль и т.д.
Эмоциональная сфера проходит у ребенка длинный путь развития,
прежде чем достигнет той сложности и многогранности, которые
доступны взрослому. Развитие эмоций неразрывно связано с
формированием личности ребенка в целом и по сравнению со взрослыми
отличается более непосредственным, непроизвольным характером.
Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию
личности, выработке у ребенка положительных качеств,
доброжелательного отношения.
     Выделено четыре основных типа реакций ребенка на музыку:
сосредоточение, двигательное реагирование, вокализация и
эмоциональные реакции. Музыка имеет бесспорно положительное
значение для направления их в нужное русло, для корригирования
поведения. Опираясь на интерес ребенка к музыке, можно формировать
черты социально активной личности, неразрывно связанные с
познавательной деятельностью детей, развитием творческих
способностей.
     Дети младшего возраста с огромным интересом относятся к
музыкальным заданиям, позволяющим им самостоятельно придумать
движения в пляске, продумать поведение того или иного "героя"
игры, выбрать, как должен вести себя персонаж инсценировки в
соответствие со звучанием музыки. Творческий процесс формирует и
развивает память, мышление, активность, целеустремленность,
наблюдательность, логику суждений, способность принимать быстрое
решение. Умение оперировать полученными на занятиях умениями и
навыками стимулирует самостоятельную деятельность, и дети от
простейших творческих проявлений переходят к более сложным,
переносят свой опыт на жизненные ситуации.
     Выразительное преподнесение музыкального материала, его
образное пояснение, простейший анализ произведений при помощи
вопросов, иллюстративный материал, задания на самостоятельное
решение, оценки ответов и действий товарищей самими детьми - все
эти методические приемы работы позволяют создавать психологическую
установку на осознание необходимости сдержанных способов выражения
эмоций при помощи мимики, жестов, на положительное содержание
общения с окружающими.
     По мере осознания опыта, приобретения умений и навыков у
детей укрепляются характер и воля, мотивы поведения становятся
более стойкими. Общественная активность растет вместе с ростом
самостоятельности, что в свою очередь связано с воспитанием
пытливости, любознательности, творческой инициативы.
     Этому способствуют: источники информации - занятия, вечера
досуга, праздники, жизненные ситуации; материальная среда -
музыкальные игрушки и инструменты, пособия для проведения
музыкально-ритмических движений, дидактических игр, иллюстративный
материал, образные игрушки; характер руководства - объяснения,
пояснения, личный пример, помощь, вопросы поискового характера,
привлечение литературных источников, создание поисковых ситуаций.
     В основе сюжетных игр лежит заданная тематика, в них
раскрываются образы действия, разыгрываются роли: игры имеют
кульминацию, развязку. Наряду с имитацией действий под музыку
появляются требования к сходству, переживанию образа, проявление
эмоциональной выразительности в образах, осознанное отношение к
своей роли.
     Музыка помогает ребенку раскрыться в игре, спроецировать свои
чувства. Терапевт разделяет и реагирует на эмоциональные
переживания, высказывания и поведения ребенка. Правила и
определенные ограничения учат ребенка самоконтролю, что необходимо
в случаях агрессивных проявлений. Важно распознать у ребенка
эмоции гнева, радости, страха, печали, удивления, чтобы в
последствии их проанализировать. Эмпатия также является мощным
корригирующим средством.
     Музыкальная игротерапия с детьми наиболее эффективна в
случаях психогенно обусловленных поведенческих, речевых
расстройств. Применение ее снижает уровень тревожности и
агрессивности, улучшает эмоциональное состояние, корригирует
настроение. Следует также определить границы использования данного
вида терапии.
Категория: Методы развития | Добавил: d_olce (09.10.2007) | Автор: Зимина А. Н.
Просмотров: 3842 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Приветствую Вас Гость

Поиск
Друзья сайта
Статистика

Сейчас на сайте: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright "osobennyi" © 2018
Хостинг от uCoz