Особенный ребёнок

Меню сайта
Категории каталога
Полезные статьи [3]
Ежедневный уход за ребёнком [2]
Методы развития [6]
Главная » Статьи » Методы развития

Только в игре ребенок развивается полноценно.
Все, кому  приходится заниматься с детьми, часто сталкиваются
с таким  непонятным явлением:  у детей  с  тяжелыми  соматическими
нарушениями  (например,   с   заболеваниями   опорно-двигательного
аппарата или  сердечно-сосудистой системы)  искажается  не  только
физическое, но  и психическое  развитие. С  чем это  связано?  По-
видимому, в  жизни этих детей, несмотря на хороший уход, лечение и
обучение,   отсутствуют   какие-то   элементы,   необходимые   для
нормального развития личности. С аналогичной проблемой столкнулись
психологи  при   изучении  развития   детей,  которые  растут  без
родителей (в  детских домах,  интернатах). Такие  дети,  даже  при
очень хороших  материальных условиях  жизни,  развиваются  намного
хуже  обычных   "домашних"   детей.   Оказалось,   что   настоящее
полноценное "глаза  в  глаза"  общение  со  взрослыми  даже  более
необходимо для  жизни и  развития детей,  чем еда, уход и лечение.
Следовательно, существуют  нематериальные факторы, необходимые для
развития ребенка,  которые трудно  заметить, однако  их отсутствие
приводит к  очень серьезным  патологиям. Мы  считаем, что  одно из
необходимых условий  развития ребенка  - чтобы  большая часть  его
жизни проходила в игре.
     В жизни  ребенка познавательная деятельность и игра не всегда
совпадают,  но   дополняют  друг   друга.   Исследование,   поиск,
стремление узнать что-то новое - основной стимул развития ребенка.
При этом  каждый раз,  когда ребенок  достигает  какого-то  нового
этапа в  познании, ему  необходимо  достаточно  подробно  и  долго
играть с  теми новыми  явлениями, обстоятельствами  и отношениями,
которые он  узнал или  ощутил. Это  единственный способ  закрепить
результат любого поиска, как познавательного, так и эмоционального
(переживание  в   игре  разных  эмоциональных  состояний  помогает
ребенку избавиться  от страхов,  поэтому дети  играют в  войну и в
штурм Белого  дома). Мы не имеем в виду, что каждый ребенок должен
освоить как  можно больше  настольных или  подвижных игр.  Игра  у
детей 5-6  лет -  это  любое  такое  занятие,  участники  которого
свободно, то есть по собственной воле, принимают на себя некоторые
ограничения (они  называются правилами игры), которые позволяют им
осуществлять   какое-то    общее   действие.   Игровое   отношение
предполагает свободу  вхождения в  роль и  выхода их  нее. Ребенок
добровольно выполняет  какую-то роль  во время  игры, а  после  ее
окончания все роли и взаимоотношения участников заканчиваются и не
связывают их больше.
     Существует определенная  последовательность  игр,  в  которые
играют дети.  От простейших  манипуляций с шариками и погремушками
ребенок переходит к сюжетным играм с игрушками, а затем постепенно
доходит до  сложных игр  с общими для всех игроков правилами. Игра
последовательно из  индивидуальной становится совместной - ребенок
сначала вовлекается  в игру взрослыми или более старшими детьми, а
затем и сам приглашает других принять в ней участие.
     Для ребенка игра - это главный способ вжиться в мир взрослых,
то есть освоить ту социальную среду, в которой ему предстоит жить.
Кроме того,  все психические  функции, такие  как воля, интеллект,
воображение, память, могут сформироваться у ребенка только в игре.
Об   этом    подробно   написано   в   работах   Д.Б.Эльконина   и
А.И.Леонтьева.
     Поскольку в  последние годы  культура дворовых игр распалась,
она уже  не может  восстановиться сама собой и в той же форме, как
это было  раньше. Для  ее  восстановления  необходимы  специальные
усилия взрослых  (педагогов, родителей  и вообще  хороших  людей).
Создание в  группе  детей  игровой  среды  -  задача  сложная,  но
доступная человеку,  который хочет  заниматься с детьми и при этом
умеет  и   любит  играть,  даже  если  этот  человек  не  является
профессиональным педагогом.
     Что такое  создание игровой  среды  для  ребенка  или  группы
детей?  Как  узнать,  соответствует  ли  данная  игра  возрасту  и
потребностям  ребенка?  Если  игра  подобрана  правильно,  ребенок
играет в  нее с  удовольствием; ему  в течение  некоторого времени
хочется повторять  ее снова  и снова,  а потом  она ему надоедает.
Значит, какие-то  проблемы, для  решения которых  была  нужна  эта
игра, уже  решены; ребенок  "вырос"  из  нее,  пора  переходить  к
следующей. У каждого ребенка есть свои индивидуальные особенности,
которыми определяется необходимый именно ему набор игр.
     Особенно остро  проблема отсутствия игровой среды сказывается
на  детях   с  нарушениями   развития.  Все   усилия  специалистов
направлены обычно  на лечение  и обучение таких детей. Мы считаем,
что  отсутствие   возможностей  для  общения  и  игры  приводит  к
психическим отклонениям  у тех детей, у которых первоначально были
только соматические  заболевания. Именно отсутствие игрового опыта
приводит  к   аномалиям  в  восприятии,  социальной  дезадаптации,
странностям  в   характере  и,   наконец,  эмоционально-волевым  и
психическим нарушениям.
     Для этих  детей необходимо  специально продумывать  и строить
игровую среду,  учитывая их особое изолированное положение в нашем
обществе. Поэтому  если где-то есть несколько детей с проблемами и
есть человек,  который хочет им помочь, он, даже в одиночку, может
сделать очень  важные вещи.  Конечно, не  всегда есть  возможность
организовать всестороннюю  медицинскую и педагогическую помощь. Но
если удастся создать для этих детей такую форму общения, в которой
у них  появится игровое  отношение к  жизни, это  уже даст  для их
развития очень много.
     В заключение  хотелось бы рассказать сценку, которую  недавно
можно было  наблюдать в подмосковной электричке. Там ехала семья -
папа с  мамой, дочка  лет 12  и сын  лет 5.  Родители  были  очень
увлечены разговором  с дочкой и совершенно не обращали внимания на
мальчика,  который  тоже  хотел  что-то  сказать,  но  не  решался
прерывать  старших.  Потеряв  надежду  на  то,  что  с  ним  будут
разговаривать, мальчик  обиделся, но  когда увидел, что родители и
сестра играют  в слова, попросил, чтобы с ним тоже поиграли. Когда
ему и  в этом  было отказано,  он не  выдержал и воскликнул: "Но я
ведь тоже человек!"
     Вот так-то.
Категория: Методы развития | Добавил: d_olce (09.10.2007) | Автор: Р.П.Дименштейн, О.А.Герасименко,
Просмотров: 1670 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Приветствую Вас Гость

Поиск
Друзья сайта
Статистика

Сейчас на сайте: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright "osobennyi" © 2018
Хостинг от uCoz